До чего мы катимся?

30 августа 2012 | ІСТОРІЯ | 3 коммент. |

Горький осадок после празднования Дня освобождения Ахтырщины

Владимир ТроценкоВ следующем году Ахтырщина будет отмечать 70-летие освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Но это знаменательное событие, наверное, дорого только тем, кто пережил тяжелые годы оккупации, кто воевал на фронтах Великой Отечественной, кто не дождался с войны своих отцов. А для местной власти, похоже, – это очередная обуза, требующая внимания.

Владимир Иванович Троценко, председатель городского совета ветеранов:

- Мне было четыре с половиной года, когда немцы вошли в Ахтырку, как раз на Покрову. Некоторые ахтырчане, наслышанные от беженцев о зверствах фашистов, решили задобрить супостатов, выйдя встречать их с хлебом и солью. Но это не помогло избавиться от массовых казней, высылки молодежи в Германию, от издевательств и насилия. На протяжении 23 месяцев непрошенные гости на свое усмотрение распоряжались в цехах заводов и фабрик, на колхозных полях и в домах ахтырчан.

На нашей земле завершилась победная Курская битва. Но мы тогда еще не знали, что именно она поставит гитлеровскую Германию перед катастрофой. Никогда еще не сталкивались в противоборстве такие огромные силы воюющих сторон. В районе «Ударника» шли самые жестокие бои. Противник упорно сопротивлялся, цепляясь за каждый бугорок. Обе стороны несли большие потери, а по земле кровь текла ручьями.

Считается, что здесь погибло 18 тысяч советских солдат. Но я собственными ушами слышал сводку: «Немцев под Ахтыркой погибло 33 тысячи, а наших больше».

Такой была стелла в октябре 1966 годаВ торжественной обстановке, в присутствии тысяч ахтырчан 30 октября 1966 года на этом месте был открыт мемориальный комплекс – Курган Боевой Славы. Еще свежи были в памяти бывших освободителей события августа 43-го года, много их приехало поклониться памяти своих фронтовых побратимов. Они обещали, что, пока живы, ежегодно будут приезжать в Ахтырку почтить их покой на этом священном месте. Только трое участников боев под «Ударником» остались на сегодня. Двое из них живут в России и только один – 91-летний Олексенко Петр Васильевич живет на Сумщине, в селе Зарудье Роменского района. Несмотря на почтенный возраст, он продолжает исполнять обет своих побратимов и ежегодно приезжает на Курган Боевой Славы. Приезжал и в этом году вместе с сыном и председателем Роменского районного совета ветеранов Надеждой Иосифовной .

Районная власть решила отметить 69-ю годовщину освобождения Ахтырщины в районном доме культуры, впервые отступив от принятой за последние 56 лет традиции празднования именно возле памятника Скорбящей Матери. Я понял, почему было принято такое решение, когда мне и члену президиума совета ветеранов Людмиле Алексеевне Поляковой от имени ветеранов и общественности города поручили возложить корзину цветов на Кургане. Разве можно было сюда приглашать массу людей? Абсолютно весь мемориальный комплекс зарос метровыми бурьянами. Мы еле взобрались к подножию скорбящей Матери через заросли сорняка, не видевшего косаря на протяжении всего лета. Сначала пришлось вырвать бурьян, чтобы освободить место для установки корзины. Передать свои чувства, охватившие меня в тот момент, я не могу. Боль, обида, возмущение…

Когда-то на стелле мемориала были высечены слова:

«Никогда не забудут живые
О погибших друзьях боевых.
Не увянут цветы полевые
На могильных холмах фронтовых».

Братскую могилу у подножия Скорбящей Матери не видно из-за бурьянаСтелла осталась, а слова заштукатурили. Какие-то вандалы посрывали бронзовые барельефы. Нет уже ни землянки, ни музейной комнаты в ней. В бурьянах затерялась, наверное, и память о погибших солдатах.

На состоявшемся в этот день городском митинге ко Дню освобождения Ахтырки вновь были произнесены слова: «Никто не забыт, ничто не забыто!»Мне стало плохо. Зачем такая «память», которая проявляется раз в году, когда по долгу службы, а не совести, повторяются одни и те же слова, но ничего не делается для их подтверждения?

Я пытался как-нибудь отговорить приехавшего освободителя Петра Васильевича Олексенко от поездки на Курган. Но он был непреклонен: как это, приехать в Ахтырку и не преклонить колени перед погибшими однополчанами? Нужно было, чтобы вместе с ним поехали посмотреть на это позорище глава РГА Анатолий Коваль и председатель райсовета Сергей Киричко, которые не смогли организовать надлежащий уход за мемориальным комплексом. Я не знаю, у кого им нужно было бы занимать глаза, чтобы оправдаться перед единственным человеком, который горел в танке под Ахтыркой, освобождая город, и чудом остался в живых. До чего мы все катимся?

От редакции

IMG_1266После этого рассказа мы поехали на Курган Боевой Славы, чтобы убедиться в непредвзятости Владимира Ивановича Троценко. «За байраком, байрак, а там степ та могила…», писал великий Тарас. Как будто об этой местности. Издревле многим завоевателям – с востока, юга, запада – хотелось полакомиться этой землей. Не раз докатывались сюда их орды и отступали под ударами справедливого меча. «Сколько веков прошло, а степь под Ахтыркой все еще бугрится могилами – боевая сеча кладет и пришельцев, и защитников. Лет триста тому назад такая сеча оставила после себя под Ахтыркой Казацкие могилы, а немного дальше – Турецкие. Названия говорят сами за себя, – писал краевед И.А.Колодяжный. А Великая Отечественная война оставила свой след – Курган Боевой Славы. Да видно, неблагодарная память потомков вскоре и его превратит в безвестную большую могилу. К этому все идет, ведь ухода за мемориалом – никакого. Вчера прекратили здесь отмечать массовые мероприятия, сегодня – ограничились возложением корзин с цветами, а завтра – забудут и дорогу. Затем придут «черные» металлисты и срежут скульптуру по частям на металлолом. И все…

IMG_1303Неужели зря взошла Скорбящая Мать на этот курган? Почему не пламенеет на бронзе букв пламя Вечного огня, не мерцает в скорбных глазах матери? Почему История никак не докажет, что тот народ, который не помнит прошлого, не имеет будущего. Действительно, до чего ж мы все докатились, если так будем относиться к своим святыням? А ведь еще не так давно сюда приезжали свадебные кортежи, а молодожены считали своей обязанностью не столько сфотографироваться, сколько возложить цветы и почтить память освободителей.

Какой можно сделать вывод? Однозначно, это на совести районных руководителей. Ничего удивительного, ведь и глава райадминистрации, и председатель райсовета – люди приезжие и им трудно стать патриотами Ахтырщины за короткий период. Обидно, что от решения двух людей, от их безразличия, зависит историческое наследство ахтырчан, уровень их патриотического воспитания, память о тысячах погибших воинов. Надеемся, что выводы сделает губернатор Сумщины Юрий Чмырь, которому мы специально вышлем этот номер газеты.

Лина Меркульцева

Газета “Роксолана-макси” № 35  от 29.08.2002

 



Комментарии (3)

 

  1. Aлександр пишет:

    Полностью пподдерживаю Васю.Но надо и работников службы занятости с сапачками на такие работы направить.

  2. Вася пишет:

    Сколько человек стоит на учете в ОМЗЦЗ как безработные? Почему нельзя организовать хотя бы 2-х дневные оплачиваемые общественные работы? Люди бы с удовольствием все убрали и вылизали и еще и копейку получили! Так нет , надо работников райгосадминистрации из года в год ганять, как рабов с сапачками и граблями в рабочее время , на очистку “нашего” кургана. А тут видители проспали, непордок …
    В районе и в городе Ахтырка только одна организация ( госслужащие с раисполкома) ПОСТОЯННО занимается уборкой этого , как Вы говорите-святого места, а всех остальных это вообще никак не касается и никогда не касалось!!!! Остальные оставляют за собой право контролировать и комментировать, ну да, языком же легче работать …

  3. Виталий К. пишет:

    Вы пишете страшные вещи, но мне интересно, неужели только работники госсадминистрации во главе А Коваля обязанны следить за порядком на КБС. Это ведь память для всех жителей города и его окресностей. Мы все обязанны благодарить погибших не только словами, а и действиями. Редакция газеты ведь тоже не живёт на Марсе, да и Троценко В.И. ни разу не приложил никаких усилий для организации уборки. Не надо шумных акций, а просто взять родных, детей, внуков, любимых и пр… да и отдашь дань всем кто освобождал нашу Ахтырку, нашу Родину от завоевателей. Ведь согласитесь Троценко тоже приезжает на КБС только два раза в год. Критиковать надо не власть, а самих себя, в первую очередь. Только тогда мы будем жить и верить в то, что наши могилы будут ухоженными. Задумайтесь.

Добавить комментарий

 

Архів сайту по місяцям:

Архів сайту по рокам: