Зима 2013-го, тариф по норме 1960-го

12 апреля 2013 | АКТУАЛЬНА ТЕМА | Нет комментариев |

ЖКХИз всех расходов за коммунальные услуги самыми болезненными для жителей многоэтажек являются тарифы на теплообеспечение. В Украине уже давно говорят о том, что жители городов большую часть тратят не столько на теплые батареи, сколько на обогретые подвалы и землю у теплотрасс.

А вот председатель Национальной комиссии по госрегулированию в сфере коммунальных услуг Валерий Саратов убежден: тарифы на отопление покрывают расходы лишь на 74%, и было бы неплохо их повысить. В ответ активная общественность решила исследовать проблему.

Представители Общественного комитета по защите прав граждан направили запросы в областные Центры гидрометеорологии с просьбой сообщить среднюю температуру воздуха во время отопительного периода. «Получив результаты запросов, мы обнаружили, что нынешняя средняя температура воздуха по сезону значительно отличается от той, которая заложена в тарифы теплопоставщиков», — рассказывает председатель организации Николай Козырев. По его словам, сегодня зимы значительно теплее, чем были раньше. «Изучив этот вопрос, мы были поражены. Устаревшие нормативы расхода тепла на отопление домов рассчитаны на такие холодные зимы, которые были в период 1881-1960 годов», — отметил Козырев. Он объяснил, что из-за этого потребители оплачивают не стоимость фактически потребленной тепловой энергии, а расчетную стоимость по нормативам для более холодных зим.

«Например, в Киеве для расчета тарифа на отопление применяется температура —1,1С°, а в отопительный сезон 2011 года в столице было +0,3С°. Это будто небольшие цифры, но на практике это значит, что в среднем киевлянин переплачивает за сезон 5-7 гривен за квадратный метр, или около 500 гривен за всю квартиру», — рассказал Козырев.

По его подсчетам, ежегодно жители столицы переплачивают почти 700 миллионов гривен. «И подобное происходит не только в столице. Для страны это миллиарды, но не подумайте, что все эти деньги владельцы теплогенерирующих компаний кладут в карман», — отметил общественный активист. Он говорит, что большая часть средств идет на покрытие недоплат и на компенсацию расходов тепла вдоль пути от ТЭЦ к потребителю из-за изношенности тепловых систем. «Норматив позволяет до 12% потери тепла, но на самом деле эта цифра часто доходит до 80%. Вы посмотрите — самое теплое место в вашем доме это — подвал. Там редко когда можно найти хотя бы какую-то изоляцию на трубах», — подчеркнул Козырев.

В настоящее время в Украине существует два нормативных акта по расчету тарифов на тепло. Это старый советский КТМ-204 и СНиП 2.04.05-91, в котором заложены более современные погодные показатели и который более экономный. «Но коммунальщикам выгоднее использовать старый тариф, чтобы замаскировать свою бесхозяйственность. Это нарушение прав потребителей», — добавил Козырев.

Консультант по вопросам ценообразования ВБО «Институт местного развития», неоднократно принимавшая участие в расчетах новых тарифов, Елена Нич рассказывает, что, не дождавшись помощи правительства, в некоторых регионах местные власти сами «уменьшают» тарифное бремя для населения. «Например, в Луцке, Сумах, Александрии и еще нескольких городах муниципальные власти возвращают людям деньги за те дни, когда температура на улице была выше, чем запланировано и, как следствие, было использовано меньше теплоресурсов», — подчеркнула эксперт.

Общественные активисты в ближайшее время намерены обратиться к руководству страны с требованием установить обоснованные критерии тарифообразования, а старый нормативный акт КТМ-204 отправить в архив.

Зима 2013-го
тариф по норме 1960

Автор этой подборки материалов подготовил сравнительный расчет платежей по теплу за отопительный период, исходя из известной ему общей площади многоквартирного дома, по двум указанным выше документам, который можно скачать здесь.

Вывод довольно не утешительный, – разница в оплате отличается, почти, на 40%. Судите сами: если тариф сейчас в Ахтырке 7.49 грн./кв.м. – получаем:

7,49 x 60.3 x 6 = 2709.88 грн.

Из расчета видим, что переплатили 1016,24 грн.

Естественно, расчет и сравнительные цифры взяты для 3-х комнатной квартиры, площадью 60,3 кв.м., но при определенной сноровке расчет возможен и для других площадей, вплоть до общегородских. Надо только знать количественные характеристики.

И это при взятой для расчете средней температуре наружного воздуха +0,3 град. В этом отопительном периоде, средняя температура, как мне кажется, будет еще выше.

А МВФ требует повысить тарифы ЖКХ, а частные конторы ЖКХ стенают о не покрытии расходов, а Европа убеждает, что мы платим меньше всех и т.д.  Да, в абсолютном выражении – меньше, но если бы нам повысили зарплаты и пенсии в 10 – 14 раз, –  без вопросов: платили бы столько, сколько и они, а не отдавали ту же пенсию полностью, а у многих еще и не хватает.

А что творится в стране по этому вопросу? Почитаем выдержки из публикаций некоторых СМИ, ссылки на которые приведены под текстом:


Несмотря на заверения Правительства о том, что тарифы на жилищно-коммунальные услуги подниматься не будут, в Боярке Киевской области их поднимают. Об этом Премьер-министру написала жительница города.

“Тариф на отопление с 01.02.2013г. повысили на 39 процентов с 7,17 грн. до 9,97 грн. на 1 кв.м. , что в 2 и более раза выше, например чем во всех областных городах, – пишет Валентина Парпалей, -  И это в то время, как ввели новую котельную Аркси, которую наши власти называли экономичной и тарифы должны-бы по логике наоборот снижаться”.

Власть врет про тарифы ЖКХ

 

20 марта Кабмин сделал отличный презент украинским миллиардерам и мультимиллионерам из числа тех, кто контролирует облгазы, облэнерго и водоканалы: правительство выделило из госбюджета 5,1 млрд грн. на погашение разницы между тарифами на “коммуналку” и реальной себестоимостью производства этих услуг.

Решив компенсировать разницу, власть показала: повышать тарифы, как того требует от Украины МВФ в обмен на новый транш кредита в размере $ 15 млрд, она не станет. А значит, резкого падения популярности в народе, которое неминуемо последовало бы за увеличением итоговых цифр в платежках за коммунальные услуги, не будет.

Власти поддерживают собственную популярность и не ссорятся с собственниками водоканалов, облгазов и облэнерго

Щедрость государства, дотирующего отрасль за счет налогоплательщиков, возмущает экспертов: объективно оценить реальные расходы облгазов и облэнерго государство не может по причине запутанности системы расчетов тарифов, а значит, у игроков отрасли есть возможность искусственно завышать расходы. Кроме того, продолжая дотировать отрасль, власти ставят крест на ее модернизации, которая крайне необходима: по словам специалистов, в отечественной теплосети потери энергии при транспортировке составляют до 30 %.

Александр Сергиенко, директор Института города, убежден: Президенту и правительству выгодно нынешнее положение дел. Так власти поддерживают собственную популярность и не ссорятся с собственниками водоканалов, облгазов и облэнерго, основная доля которых принадлежит миллиардерам Ринату Ахметову, Дмитрию Фирташу и Игорю Коломойскому.

Энергия популизма.

Если бы в Украине составляли рейтинг самых долгоживущих популистских решений, тарифы на услуги ЖКХ получили бы пальму первенства. Каждый приходящий президент и премьер обещал сохранить этот островок советской плановой системы.

Как уверен Сергиенко, ЖКХ зависло в начале 1990-х. Несмотря на то что все облэнерго и облгазы, а также некоторые водоканалы находятся в частных руках, собственники лишь эксплуатируют их базу, не вкладывая средств даже в элементарное поддержание нормального состояния сетей.

В результате отрасль, от которой зависит комфорт миллионов людей, дышит на ладан. По данным анализа, проведенного Ассоциацией городов Украины, 37,7 % сетей централизованного водоснабжения находятся в ветхом или аварийном состоянии. В энергетике положение вещей еще более устрашающее – изношено 60% сетей.

Серьезные суммы, которые правительство вынуждено ежегодно изымать из казны, а также давление МВФ, требующего от официального Киева поднять тарифы, сделав это условием получения очередного транша кредита в размере $ 15 млрд, заставили чиновников искать выход из ситуации.

По нашей информации, Нацкомиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере коммунальных услуг, еще в конце прошлого года завершила подготовку к масштабному повышению тарифов. Все было тщательно проработано с учетом мирового опыта. Тарифы должны были вырасти как минимум на 60%, до экономически обоснованного уровня.

18 января этого года, накануне анонсированного приезда в Украину миссии МВФ, премьер-министр Николай Азаров даже заявил, что страна готова дифференцированно поднять тарифы. Но представители фонда в Киев не приехали, и власти тут же пошли на попятную: и Президент, и премьер вновь стали убеждать население, что роста тарифов не будет.

Круговая порука

Самое интересное в этой ситуации то, что благодаря массированным бюджетным вливаниям облэнерго, сконцентрированные в руках крупнейших украинских бизнесменов, чувствуют себя неплохо. По словам Александра Гудымы, экс-министра энергетики в правительстве Юлии Тимошенко, рентабельность предприятий, генерирующих и продающих тепло, составляет 10%. В итоге, убежден независимый эксперт Александр Сапрыкин, облэнерго входят в десятку наиболее интересных видов бизнеса в стране.

По мнению Сергиенко, успешность энергетиков частично объясняется тем, что система формирования тарифов непрозрачна. Сегодня, несмотря на то что существует так называемый экономически обоснованный уровень, нет ни одного нормативного документа или формулы, четко и просто прописывающих методологию его расчета. В итоге, отмечает эксперт, хорошо обученный бухгалтер всегда может искусственно раздуть расходы.

Рентабельность предприятий, генерирующих и продающих тепло, составляет10%

“Проверить это нереально. Есть одна мифическая величина [заявленные расходы] и вторая [установленные тарифы], а между ними – абсолютная конкретная разница, которую компенсирует государство”, – говорит Сергиенко.

Потери

Единственный путь нормализации ситуации – полный контроль над предоставленными услугами на всех этапах от производителя к конечному потребителю.

Для начала, по мнению экспертов, стоило бы поставить на все теплокоммунэнерго счетчики произведенных ими тепла и воды. С их помощью можно фиксировать, сколько чего они выдают населению. Сейчас, по словам Близнюка, власти уже якобы обеспечили подобными счетчиками 75 % предприятий, но специалисты уверены, что в действительности эта доля в два раза меньше. И энергогенерирующие компании всячески саботируют процесс установки счетчиков.

Для начала,по мнению экспертов, стоило бы поставить на все теплокоммунэнерго счетчики произведенных ими тепла и воды

Следующим этапом, необходимым для реанимации, должна стать установка систем учета в жилых домах, чтобы фиксировать количество тепла, воды и газа, реально дошедших до потребителя. Сегодня зданий, в которых есть подобные счетчики, минимальное количество. Например, в Киеве такой энергопродвинутостью могут похвастать лишь треть городских многоэтажек. А ведь в Украине в ходе транспортировки теряется до 30% тепла, за которое все равно платят потребители, если нет домового учета полученных килокалорий. И пока ситуация не изменится, ни один энергопоставщик не задумается о том, как снизить транспортные потери.

Особо продвинутые украинские пользователи, дабы не платить за обогрев теплосетей, ставят счетчики непосредственно в квартирах. Но поскольку удовольствие это дорогое – от 4 тыс. грн., – позволить себе подобное могут это единицы. Остальные же продолжают нести коммунальное бремя.

В стране на обогрев 1 кв. м жилья расходуется 186 кВт, в то время как в Европе – 50 кВт.

Ситуация с энергопотерями, по мнению Близнюка, в украинском коммунальном секторе ужасающая. В стране на обогрев 1 кв. м жилья расходуется 186 кВт, в то время как в Европе – 50 кВт.

“Необходимы стимулы [для улучшения ситуации]. Мы [министерство под руководством Близнюка] подготовили такой законопроект, но нам намекнули, что наши люди к этому еще не готовы”, – рассказывает эксчиновник.

Бывший министр думает, что не только счетчики, но и демонополизация отрасли – разделение производителей тепла, его транспортировщиков и поставщиков, – снизили бы уровень проблемности. Таким путем Украине рекомендует пойти и ЕС, где подобная система эффективно работает.

Близнюк признает, что, просто повышая тарифы или дотируя облэнерго, облгазы и водоканалы, власть, по сути, консервирует старую, полностью изжившую себя во всех отношениях систему. “Да, реформа так и не началась. Нам не хватает политической воли”, – резюмирует эксперт.

Кто стоит за газом, водой и светом

Сумская область

Горводоканал Коммунальная собственность
Сумыгаз Пакеты акций принадлежат государству и компании, подконтрольной миллиардеру Дмитрию Фирташу
Сумыоблэнерго Пакеты акций принадлежат российскому бизнесмену Константину Григоришину и государству

Коммунальная дыра

Материал подготовил В.Турченко

 

 



Добавить комментарий

 

 

 

Архів сайту по місяцям:

Архів сайту по рокам: