Реформа скорой помощи Скорая. Ахтырка. Дежурная Решетник

9 августа 2013 | АКТУАЛЬНА ТЕМА | Нет комментариев |

IMG_2698Проведение реформ в медицинской отрасли предусматривает формирование трехуровневой системы здравоохранения. Выделяется первичный уровень оказания медпомощи населения, для чего создаются центры оказания первичной медико-санитарной помощи с амбулаториями общей практики – семейной медицины с дневными стационарами, фельдшерско-акушерскими пунктами. Стационарная помощь будет оказываться на вторичном и третичном уровне в госпитальных округах и узкопрофильных клиниках. Вместо станций скорой помощи созданы областные центры экстренной медицинской помощи и медицины катастроф. С 20 апреля этого года ахтырское отделение скорой помощи перешло в подчинение соответствующего Сумского областного центра. Как происходит реформирование изнутри нам рассказала фельдшер высшей категории с 43-летним стажем работы Светлана Анатольевна Решетник.

- В чем же разница в работе до и после реформирования?

Теперь наша служба называется КЗ СОР «Сумской областной центр экстренной медицины и медицины катастроф».

Само название говорит о себе – на нас легла функция оказания именно экстренной помощи – быстро, эффективно, где промедление стоит жизни. Для этих вызовов и идет доезд за 10 минут.

- Сюжеты центрального телевидения каждый день рассказывают о медицинской реформе. Что касается скорой помощи, то люди услышали только: доезд за 10 минут в городе и за 20 минут в сельской местности. Часть наших вызовов к хроническим больным, перевозку врачей взяла на себя созданная бригада неотложной помощи при поликлинике. Поэтому, вызывая скорую хроническому больному, у которого повысилось давление, считают минуты и предъявляют претензии, если время перевалило за 10. начинаем доказывать, что данная установка касается экстренной помощи и в ситуации катастроф, – не верят. А ведь суть реформы в городе – это упор на семейную медицину (участковую службу). 50% вызовов по скорой помощи не тем, кому требуется экстренная помощь, а на хронических больных, которыми должен заниматься участковый врач поликлиники. Семейная медицина в проекте должна вести семью с рождения и до старости. Знать о человеке все с детства – чем болел, что перенес, ваши осложнения, аллергии, обстановку в семье и прочее. Сейчас участковые врачи работают по «планерному проекту» и гипертоникам выписывают лекарство со скидкой 50%. Но люди все равно быстрее вызовут скорую, чем пойдут в поликлинику.

Ежедневно, после суточного дежурства у нас идет 5-тиминутка, на которой происходит разбор каждого вызова, скурпулезно разбираем, что сделано и почему. Здесь, помимо правильности медицинской тактики, ставится вопрос о рациональном использовании бензина и надо объяснять, почему ездили в село, если там есть свой медик, почему так много вызовов к хронически больным.

Работа фельдшеров скорой помощи очень и очень ответственная. Мы первые попадаем на вызов, а там и первые берем удар на себя. За считанные минуты ты должен поставить диагноз, сделать инъекцию, обезболить, иммобилизировать и правильно доставить больного, успокоить больного, найти общий язык с родственниками. Хорошо, если на выезде ты вместе с врачом, две головы лучше.

Наш фельдшер умеет делать ЭКГ, читать ее, определять сахар в крови, работать дефибриллятором, дыхательной аппаратурой. Правильно рассчитать дозировки, принять роды, поставить катетер в мочевой пузырь, остановить кровотечение, поставить капельницу, в\в катетер, правильно наложить шину. Все, от чего зависит первая помощь, а затем положительный исход.

Наши врачи – это отдельная тема, они «профессора» в своем деле, но ни один из них не стесняется спросить у фельдшера его мнение. Разные характеры, разный темперамент – но цель одна – не навредить, ведь это Ваша жизнь!

У нас нет совсем молодых фельдшеров, к нам боятся и не хотят идти – слишком большая ответственность, нагрузка, предпочитая отработать рабочий день и получить поменьше негатива. Но тот, кто пришел и работает, то эта работа в душе, ее не вытравишь.

- Как правильно нужно обращаться на «скорую»?

- Первое: при звонке я отвечаю: Скорая, Ахтырка, диспетчер. Часто люди с окресностей попадают на «скорые» в Красный Кут, Писаревку, Тростянец. Поэтому вслушивайтесь, что вам отвечают – это важно.

Второе: Что случилось? – Вы должны четко объяснить, зачем вы вызываете «скорую», что насторожило вас, что с больным было ранее, что он принимал и так далее. Диспетчер должен сориентироваться правильно, подсказать что вам предпринять до приезда и послать бригаду фельдшерскую или врачебную, послать сразу или возможно после советов, вы дождетесь участкового врача или неотложную помощь, которая теперь есть при поликлиники круглосуточно. Эта машина приедет в пределах часа.

Третье: Ф.И.О. – называются правильно данные больного, а не мамы, если вызывают к ребенку, данные хозяина, если у вас кто-то в гостях и т.д. Казусы в оформлении документов – это полбеды, но вот если человек дает фамилию соседки. Так было: женщина «под шофе» на вызове назвалась именем соседки и дала ее адрес. Скорая вызов передала по инстанции в наркодиспансер, оттуда по адресу пришла участковая сестра и участковый милиционер, чтобы назначить принудительное лечение. И женщине, к которой пришли, пришлось доказывать, что она не она, и что совсем не пьет.

Беретесь вызывать – узнайте паспортные данные, возраст и правильный адрес – время сэкономится.

Четвертое: кто вы и номер телефона. Не нами это придумано – такая графа в журнале, но я тысячу раз удостоверилась, что это правильно. По номеру телефона можно позвонить, уточнить адрес, лучший подъезд – пример тому улицы Антоненко-Давыдовича, Красного Казачества, пер.Братский, Щусева. По тому же номеру позвонят после вызова, узнают как ваше самочувствие и посоветуют, как вести себя дальше.

Каждый вызов, особенно криминальный, разбирается сотрудниками милиции и самая мельчайшая деталь может помочь, ведь может кто-то кого-то видел, что кардинально изменит дело.

- Бывают у вас «тяжелые» дни?

- «Родительские дни» – так мы называем выходные дни, когда к пожилым людям, которые живут сами приходят, приезжают дети, родственники, просто знакомые. Показывая свое сочувствие и заботу, они стараются вызвать «скорую» сейчас и сразу, решая проблемы за наш счет. Приезжает фельдшер, садится возле больного и выясняет, что врача у него никогда не было и лечится он чем придется, а если врач был, то мы не знаем какие таблетки как принимать, как смазывать, как растирать, как ставить клизмы, какое снотворное купить, что можно есть и пить. Поверьте, нетрудно это сделать, но ведь у нас свои обязанности и протоколы и в данном случае мы никому и ничего не обязаны. Доходит до абсурда – могут вызвать и ночью и днем просто послушать больного, как бы чего не вышло, могут вызвать нас, а не врача до 17.00, потому что мы приедем быстрее. Недавно вызывали среди ночи к новой квартирантке – не туберкулез ли у нее, и можно ли без паспорта сделать флюорографию?

- Скорую помощь вызывают прохожие, видя валяющихся под заборами пьяных в стельку. Слышала разные мнения: одни говорят: зачем вызывать к пьяному, ведь в это время кому-то они могут спасать жизнь, другие – а если на этом месте окажется твой сын? Ваше мнение по этому поводу?

- Отдельный разговор о наших «употребляющих»

- Я смотрю в окно, а там лежит человек, – приедьте заберите.

- Я ехал на машине – лежит – заберите.

- Здесь человек лежит – приезжайте.

На вопрос: «А вы к нему подходили, спрашивали нужна ли ему помощь?, – идет ответ – «Это ваша работа смотреть, я вам сообщил, теперь это на вашей совести!»

И едет наша маленькая Иринка фельдшер, трет его нашатырем, а затем запихивает его в чистый автомобиль, слушая все, что выдает это «чудо», которое перемажет всю тебя, всю машину и твою душу, но зато его не будет у людей на глазах и город будет чист. Очень жаль, что нет в городе вытрезвителя, этих клиентов мы уже знаем наперечет. Обидно, что это стало нашей обязанностью.

Я не призываю не обращать внимание на лежащих, но подойти и посмотреть, задать вопрос – это же не сложно.

- В последнее время много пишут об агрессии в адрес сотрудников скорой помощи. Были такие случаи в Вашей практике?

- Бывает люди не задумываясь, вызывают скорую, если в доме скандал, муж оскорбляет, избивает, только для того, чтобы его попугать. А он, озлобленный, лезет драться, выгоняя нас, спускает собак. Говорите правду и мы приедем с милицией, хоть как-то себя обезопасим.

За свои 40 лет работы, я видела всякое и продолжаю слышать от своих коллег: собаки – это малое из всех зол, нам вплавь приходится вплавь добираться на другой берег реки, лезть по лестнице на чердак к повешенному, идти в загон к свиньям, если там лежит человек. И мы идем, но стоит попросить помощи у тех, кто больше всех кричал и требовал, они куда-то деваются и носилки нести некому. Ставят нас и под кулаки, и под ножи, а последнее время уже и пистолеты на тумбочках не редкость. Помню, выезжала на вызов к шизофренику, бывшему зеку. Его жена впихнула меня в дом и дверь закрыла. Он сидит за столом, перед ним две бутылки с коньяком. Садись, говорит, будем пить. Может, сначала давление померяем, я стараюсь его отвлечь. Но, видя, как его рука судорожно сжимает рукоятку ножа, покорно сажусь на табуретку. И пила тот коньяк пока водитель не догадался, что что-то не в порядке.

- А если у ребенка поднялась температура и вызывают скорую?

- Детские вызова – особенно к детям до года – это отдельный разговор. Никто и никогда не откажет в таком вызове. Обидно другое, ведь часто молодые родители просто не знают, что делать с ребенком и приходится бригаде растирать, поить, кормить ребенка и много всего прочего. В других случаях, если очень много советчиков, то сделают все наоборот, а будут обвинять всех медиков, а ведь это ваши дети.

- Часто сельские жители жалуются, что к ним не приезжает скорая из Ахтырки.

- Что касается сельских вызовов. В каждом большом селе есть ФАП, фельдшер, даже есть машины. Мы не говорим о Груни и Чупаховке, там наши подстанции, которые работают с 17.00 и до утра. С мобильного телефона не наберешь номер ФАПа, легче позвонить на 2103»и если пытаешься порекомендовать местного медика, то сразу в штыки – мы к нему не дозвонимся. Звоним мы сами, передаем вызова, нет – едем сами. Очень много вызовов идет с Полог, Кардашовки, Подлозиевки, Вербового, Зеленого Гая, Великого Озера. Если это экстренный вызов – мы приедем, но если у вас хронический больной – решайте это на месте. Пишите, просите, чтобы сельский совет выделял больше бензина.

Хочу отметить медиков с.Бакировки, Хухры – приятно, что люди на своем месте и все сделают и вызовут по существу, а про Великое Озеро и Кардашовку к сожалению, так не скажешь.

- Сейчас разрешена спонсорская помощь службе скорой медпомощи. Что это значит?

- Президент подписал закон, разрешив добровольную спонсорскую помощь. Хотелось бы, чтобы наши ахтырчане с пониманием отнеслись к этому. Это не обязательно, деньги, нам постоянно нужны канцтовары, бумага, журналы, тетради, фонари, телефонные аппараты, ксерокс. Медикаментами мы обеспечены, а вот товарами для каждого дня: моющими средствами, ведрами, лотками, вениками и др. – нет.

В спонсорскую помощь может входить компьютерная диагностика машины скорой помощи, вулканизация, сварка, замена запчастей – частники редко делают скидки. А машины старые, ломаются, область далеко, а бюджет маленький.

Представьте, нам нужно чем-то покойника накрыть, пьяного вытереть, обмыть, после него убрать в машине, всякое бывает. А никто на это средств не выделяет. Поэтому от помощи не откажемся.

- Вы сейчас работаете диспетчером по приему вызовов экстренной медицинской помощи. Ваш совет тем. Кто обращается к Вам по телефону.

- На диспетчера идет страшный негатив, надо сглаживать конфликты, убеждать людей порой не получается. Хочется кричать: «Люди, будьте взаимовежливы!» Ведь вы крича на нас, у нас же помощи просите.

- В каких случаях нужно вызывать скорую помощь?

- Экстренная помощь при авариях, стихийных бедствиях, поражении током, утоплении, повешении, острые сердечно-сосудистые заболевания, бронхиальная астма, судороги, повышение температуры за 40 градусов, отравления, острые боли в животе, травмы, кровотечения и т.д., то есть те состояния, когда промедление недопустимо.

Хочу обратиться к читателям:

Если вы прочитали эту статью, обсудите ее с окружающими и позвоните на «103» или 4-79-66. Мы выслушаем ваши претензии, вопросы, пожелания по поводу вашего видения работы «103» и новой реформы.

Приятно, подняв трубку, услышать слова благодарности и послушать стихи, которые нам прочитает наш постоянный пациент Павлюченко.

Желаю вам здоровья!

 



Добавить комментарий

 

Архів сайту по місяцям:

Архів сайту по рокам: