Благословенное воинство

29 октября 2013 | ІСТОРІЯ | Нет комментариев | №44(918)

21 ноября – Православная церковь празднует Собор Архистратига Михаила

Благословенное воинство

С древних времен этот святой славился своими чудесами. Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона. Во время выхода израильтян из Египта предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господняя, уничтожившая египтян и фараона, их преследовавших…

И не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела в честь Архистратига Михаила. Ему посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, в Великом Устюге и Свияжске. А в прошлом году Свято-Михайловский собор (Архистратига Михаила), построенный на пожертвование верующих, открылся в Черкассах.

Празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил было закреплено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, который своим 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Это произошло за несколько лет до Первого Вселенского Собора.

Отмечается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов ангельских, о которых речь пойдет ниже. Восьмой день месяца (по юлианскому календарю) указывает на будущий Собор всех сил небесных в день Страшного Суда: ибо "после века сего, идущего седмицами дней, наступит "день восьмой", и тогда "придет Сын Человеческий в славе своей и все святые ангелы с ним" (Мф 25. 31).

Над этими девятью чинами и был поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – "кто как Бог"). По церковному преданию, он известен по многим ветхозаветным событиям. Все чины Небесных сил по сути своего служения носят общее название – ангелов. Господь открывает свою волю высшим ангелам, а те, в свою очередь, просвещают остальных. Ангельские чины разделяются на три иерархии -высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина.

В высшую входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех к Пресвятой Троице – шестикрылые Серафимы, пламенеющие любовью к Богу и других к ней побуждающие. За ними идут Херувимы. Их имя означает излияние премудрости, ибо через них ниспосылается премудрость и просвещение для истинного познания Бога. За Херувимами предстоят Престолы, таинственно и непостижимо служащие правосудию Божьему.

Среднюю ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти. Господства наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духом, господствовать над своей волей, побеждать искушения. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество. Власти отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе со злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы. Начала управляют вселенной, охраняют страны, народы, племена. Они наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести и пользы ближних. Архангелы открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божьей, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия. Ангелы наиболее близки к людям. Они возвещают о намерениях Божьих, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Многочисленны и прекрасны иконы чиноначальника Небесных сил и его Собора. Одна из них – "Благословенное воинство", на которой восемь архангелов, возглавляющих небесное войско, изображены под предводительством Архистратига Михаила, в соответствии с родом их служения:

Михаил, попирающий ногами дьявола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, а в правой – копье с белой хоругвью.

Гавриил изображен с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой.

Рафаил держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, который несет рыбу.

У Уриила в поднятой правой руке – обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – "пламень огненный".

Селафиил запечатлен молящимся. Он смотрит вниз, руки сложены на груди.

Иегудиил держит в руке золотой венец.

На одежде Варахиила – множество розовых цветов.

В руке у Иеремиила – весы.

Подготовила Татьяна Новикова

 



Добавить комментарий

 

Архів сайту по місяцям:

Архів сайту по рокам: